Духам Chanel no.5 перевалило за 90, но женщины и сейчас предпочитают этот аромат. Почему? «Несколько капель» — это дань моде? Признак достатка? Или признак зрелости обладательницы? Хвалебные отзывы, восторги и восклицания усиливают миф о неповторимости, исключительности, уникальности.
Что ж… И я могла бы к ним присоединиться. В течение долгих лет я одевалась в «несколько капель Chanel no.5». Покупая этот аромат впервые, помню, очень удивилась, когда продавец вложила в пакет с Шанель пробники других духов. Тогда я подумала: «Зачем мне другие духи? СВОИ духи я уже выбрала». Тогда мне казалось, что я с этим ароматом навсегда.
Духи, созданные женщиной, не приемлющей буржуазности, и ставшие признаком статусности, богатства и достатка. А также возраста? Да, я заметила, что этот вид наряда предпочитают женщины в возрасте «от…».
Мила старушка. Да и удала. Chanel no.5 — аромат, имеющий свою легенду, свой набор топ-фактов, именитых поклонниц.
Я расскажу не всё.
1. История, превратившаяся в легенду, или легенда, превратившаяся в историю
1921 год. Потомственный парфюмер Российского Императорского Дома Эрнест Бо создает духи Chanel no.5. Заказ Коко Шанель звучал приблизительно так: «Необходимо создать аромат, который не был бы похож ни на один другой. Это должен быть искусственный женский аромат, который пахнет настоящей Женщиной». Суть пожелания заключается в нескольких словах: «не похож не на один другой», «искусственный». В те времена традиционными были цветочные ароматы. Типичной для начала века также была манера обильно душиться. И причина не в том, чтобы «все знали». Причина банальна: ароматы тех времен были весьма нестойкими. Коко не принимала эту цветочную богемность. Непохожесть должна была воплотиться в нецветочности аромата, а искусственность — в кардинальном решении закрепить аромат, сделав его стойким.
2. Право первенства
Chanel no.5 — первый аромат, в состав которого вошли альдегиды. Первым этот шаг сделал Эрнест Бо. Использование альдегидов позволило Бо создать весьма сложный аромат, в котором не угадывались, как в других духах той эпохи, запах какого-либо цветка. В Chanel no.5 не существует главного компонента. Этот секрет был «заложен» на донышко флакона Chanel no.5. Восемьдесят ингредиентов аромата воплотили мечту Коко руками Эрнеста Бо.
3. Могла ли безродная Коко оценить тонкость аромата, созданного потомственным парфюмером?
В те времена таким образом вопрос уже не стоял. Шанель не принимала праздный образ жизни, манеру одеваться богачей того времени, но весьма успешно использовала их для самореализации, приумножения своего капитала и творческого поиска. Можно ли осуждать женщину за то, что она умна? Вы… как хотите. Я не стану.
А ромат был выбран по принципу счастливого билета. Считая пятерку своей счастливой цифрой, Шанель выбрала пятый по счету флакон из всех, предложенных Эрнестом Бо. Название аромата не соответствовало лирическим тенденциям, принятым в парфюмерии в те времена. Единственное, чему он соответствовал — так это духу пуризма, который был популярен в те времена. Пуристские идеи, витавшие в воздухе, отразились в дизайне флакона. Все говорят, что флакон Chanel no.5 стал воплощением стиля Коко Шанель. Спорить не стану. Однако же… Один человек не может создать нечто, идущее вразрез с тем, чего много и что принято и одобрено целым обществом. Слишком энергозатратно и одному человеку это никак не под силу. Идея всегда витает в воздухе. Просто для некоторых достаточно «несколько капель», чтобы ощутить её аромат.
4. Флакон
Флакон часто сравнивают с лабораторной колбой. Увы (или к счастью), я не химик, но угадать колбу во флаконе я не могу. В нем мне видится больше графин для виски. Такие же строгие формы, визуальная тяжеловесность, сдержанный вид. Стеклянный флакон Chanel no.5 — раздолье для лучей света, грани флакона и его закругленные углы — «капкан».
5. Продать можно всё
Стратегию Коко Шанель по продаже Chanel no.5 предлагаю включить в учебники по маркетингу и продажам. Первые флаконы Chanel no.5 были подарены Коко своим «непростым» подругам, как некий новый необычный аромат. Как говорится, женщины умеют хранить тайны группами, человек по сорок. Так образовался тайный клуб любительниц Chanel no.5. Рассказы о новом аромате витали в воздухе очень близко к ушам, потому что весть о необычных духах передавалась из уст в уста. Так, Коко использовала лучшую рекламу — рекомендацию, и она сработала. Спрос был сформирован. Дальше — уникальность и исключительность: приобрести Chanel no.5 было возможно «только здесь, только сейчас и только у нас» — Дом Шанель по адресу рю Камбон, 3. Во времена освобождения Парижа солдаты толпами простаивали по этому адресу. И всё для того, чтобы привезти любимым флакон Chanel no.5.
Коко говорила: «Ничто так не старит женщину, как дорогое платье». Я бы добавила, что есть ароматы, которые компенсируют женщине её одиночество. Chanel no.5 — это аромат одиноких женщин, таких же одиноких, как и сама Коко. Все мои знакомицы-любительницы аромата носили не только «несколько капель Chanel no.5», а и вуаль одиночества. Никто не назвал аромат великолепным, никто не сказал, что он просто нравится. Chanel no.5 — это дорогая классика, которую женщина уже может себе позволить. Они не жалели о том, что купили их себе… сами. Аромата так много, что он помогает чувствовать себя «ненаполовину».
Думаю я, что духи — это те же цветы. Их принято дарить или получать в дар. Для себя покупают, обычно, вазоны?
Автор: Svitana Marginata. ВСЕМЕDИА.COM